VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование и развитие рынка образовательных услуг Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008864
Тема: Формирование и развитие рынка образовательных услуг Российской Федерации
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чеченский государственный педагогический университет»

	Факультет заочного обучения

Кафедра «Экономика и управление в образовании»



«К защите»

Зав. каф. ЭУО

Гайрбеков М.С. /ФИО/

«___»

____________2018г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(квалификация – академический бакалавр)

Тема:

«Анализ рынка платных образовательных услуг»



          Выполнил (а): студент гр. ПО-213

     Аржибаригова              М.С-Х.

/ФИО/

             Руководитель

Гайрбеков М.С.

/ФИО/

Консультанты:

          1.Аналитическая часть

к.э.н. Гунашева З.Я.

/ФИО/

          2. Проектная часть

к.э.н. Таштамиров М.Р.

	/ФИО/ 







Норма контролер, рук. УМУ

Хатаева Р.С.

/ФИО/

ВКР защищена на оценку ___________________________________

_________________ (протокол № ________    «_____»________________ г.)

Секретарь ГАК

____________

_______________

Грозный 2018



Содержание

Введение..................................................................................................................3

1.Характеристика образовательных услуг......................................................6

1.1 Услуги: сущность, отличительные особенности, виды................................6

1.2 Теоретические аспекты образовательных услуг..........................................12

1.3 Формирование и развитие рынка образовательных услуг Российской Федерации..............................................................................................................23

2. Анализ рынка платных образовательных услуг в Чеченской Республике............................................................................................................32

2.1 Факторы, влияющие на развитие рынка образовательных услуг в Чеченской Республике..........................................................................................32

2.2Особенности формирования предложений и стоимости обучения на рынке образовательных услуг.........................................................................................33

2.3 Оценка спроса населения Чеченской Республики на платные образовательные услуги.......................................................................................53

3. Перспективы оказания платных образовательных услуг населения Чеченской Республики.......................................................................................63

	Заключение...........................................................................................................68  Список использованных источников..............................................................70























Введение

  Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором осуществляется купля-продажа образовательных услуг и продуктов основными субъектами данного рынка. 

Как на любом рынке, на рынке образовательных услуг имеются «свои»  производители, потребители, посредники. 

Но на рынке профессионального образования взаимодействуют не две стороны (производитель и потребитель), а четыре типа субъектов:         

– потребители – студенты, слушатели, непосредственно получающие образовательные услуги;       

– родители как покупатели, оплачивающие образовательные услуги и влияющие на выбор образовательного учреждения;            

 – работодатели, которые заинтересованы в обновлении кадров организаций и в повышении квалификации сотрудников, осуществляющих оплату обучения своих сотрудников, а также служащие базой для прохождения производственной практики студентами;          

– государство – заказчик и потребитель, заинтересованный в формировании квалифицированной рабочей силы.

 В качестве производителей образовательных услуг выступают юридические или физические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности: школы, лицеи, гимназии, колледжи, техникумы, вузы, различные учебные центры, бизнес-школы, бизнес-центры. Следует отметить, что отсутствие лицензии не означает, что таких производителей нет вообще или они отсутствуют на рынке образовательных услуг. 

Вопрос о потребителях образовательных услуг относится к разряду дискуссионных, понимание данного термина не столь просто и однозначно.

Актуальность темы исследования. Интерес к теме работы определяется рядом аспектов. Во-первых, он обусловлен тем, что рынок образовательных услуг превратился в объективную экономическую реальность, став неотъемлемым элементом экономики. В современной экономической теории это означает, что вне рынка образовательных услуг невозможно реализовывать задачи образовательной политики и создания механизмов, обеспечивающих развитие высших учебных заведений.

Во-вторых, экономической ролью рынка образовательных услуг в развитии общества. В современных условиях рынок образовательных услуг превратился в крупную народнохозяйственную сферу, в орбите которой создаётся часть национального богатства. При этом образование углубляет нематериальное накопление, и, прежде всего, вложения в «человеческий капитал», в том числе и в рамках научных исследований и разработок, меняет движущие механизмы и мотивы развития, определяет приоритеты построения динамичной, конкурентоспособной экономики.

Совокупность изложенных обстоятельств актуализирует тему данного исследования.

Цель данной работы – выявить перспективы развития рынка образовательных услуг Чеченской Республики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи

- дать характеристику образовательных услуг,

-проанализировать рынок образовательных услуг ЧР,

-изучить факторы, влияющие на рынок образовательных услуг.

Объектом исследования является рынок образовательных услуг.

Предметом исследования являются платные образовательные услуги образовательных организаций.

Теоретической основой настоящего исследования послужили труды отечественных авторов:Антошкиной Л. И.,Фокиной О.И. ,Полянских Т.А. ,Остапченко В.Д. ,Бурденко Е.В.,И.А.Никтина,Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В.,Шумов Ю.А., Кедровская Л.Г.,Кузнецова И.В., Сакиев Э.Е. 

Теоретическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней основные выводы и положения могут быть использованы для совершенствования методологического подхода при разработке программ развития рынка образовательных услуг.

Практическая ценность работы состоит в том, что использование её результатов позволит:

- использовать основные выводы и рекомендации в качестве методической базы для дальнейших исследований и решения практических задач в направлении регулирования рынка образовательных услуг;

- углубить учебный процесс в высших учебных заведениях, разработке спецкурсов, учебно-методических пособий, посвященных основным направлениям темы.

Методической базой исследования послужили следующие общественные и специальные методы исследований: анализ, синтез, дидукция, индукция и т.д.

Структура выпускной квалификационной работы представляет собой объединенные в логические последовательности - введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

Выпускная квалификационная работа содержит 2 рисунка, 5 таблиц и изложена на 71 странице.

























Характеристика образовательных услуг



1.1 Услуги: сущность, отличительные особенности, виды



К услугам часто относят все виды полезной деятельности, которые не создают материальных ценностей. Главным критерием отнесения тои? или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого продукта. Услуга существует только в процессе ее осуществления. Производство и потребление услуг позволяет преобразовать продукт или характер человеческой жизнедеятельности. 

Понятие «услуга» насчитывает множество трактовок, которые можно структурировать по двум группам: 

- «услуга» как действие;

- «услуга» как продукт деятельности.

 В соответствии с первой трактовкой «услуга» понимается как «действие, которое приносит пользу или помощь другому». Современный экономический словарь трактует услуги как «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности». 

Услуги необходимо рассматривать как конкретный результат экономически полезной деятельности, который проявляется в виде товара или в виде деятельности. Так, производство услуг может быть связано с производством товара в его материальном виде (услуги, оказываемые при продаже товаров), а может и не быть связано с товарами. [2,с.120-121]

Услуги – как особый вид деятельности, имеют специфические характеристики. Услуги неосязаемы, их нельзя оценить визуально, ощутить запах. Для услуг характерна неотделимость их оказания от потребления. Так, в отличие от товаров, услуги вначале продаются, а затем одновременно производятся и потребляются. В большинстве случаев субъект обслуживания практически лишён «права на ошибку». Услуга уникальна вследствие различий в реакции, поведении или субъективном восприятии каждого клиента. Для услуг характерна невозможность хранения или накопления. Так как процесс обслуживания ограничен во времени, то, соответственно, объемы обслуживания не прочны во временном отношении. 

Сфера услуг – быстро развивающийся объект. К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

Основные причины столь явного повышения роли услуги в современной экономике видятся, прежде всего, в появлении но-вых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыще-нии рынка товарами повседневного спроса.

Так, современныи? мировои? рынок услуг включает торговлю самыми разнообразными услугами (160 видов). Они проклассифицированы статистической комиссиеи? ООН в 12 разделов: деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги, включая страховые; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги и прочие услуги. [3,с.113]

В России сложилось другое определение отраслеи? услуг, некоторые услуги включаются в материальное производство, другие относятся к нематериальному производству. Некоторые виды услуг или отсутствуют на россии?ском рынке, или официально не признаются (операции с недвижимостью, валютои?). Согласно общероссии?скому классификатору услуг населения (ОКУН) к сфере нематериального производства (услуги) в России относят: жилищное и коммунальное хозяи?ство; бытовое обслуживание населения; здравоохранение и социальное обеспечение; физкультура и спорт; образование; культуру и искусство; науку и научное обслуживание; кредитование; страхование; государственное управление и оборону; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяи?ства; услуги торговли, общепита и рынков. Такое перечисление отраслеи? услуг, по нашему мнению, показывает их разнообразие, позволяет проанализировать и спрогнозировать динамику услуг, но не раскрывает специфику и их экономическую сущность. 

В мировои? практике выделяют определе?нные области услуг, кото- рые отличаются друг от друга, но внутри этих областеи? услуги имеют схожие проблемы и признаки, которые структурированы.

Кроме выделенных в таблице признаков объединения услуг можно, на наш взгляд, услуги классифицировать по уровню трудоемкости, по уровню капиталоемкости, по степени регулирования законодательными и нормативными актами, уровню квалификации исполнителеи?. [11,с.78]

Кроме того, услуги можно разделить по степени алгоритмизации на: 

1. стандартные, оказываемые с использованием строго установленных правил; 

2. творческие, изменяющиеся и формирующиеся по требованиям потребителя. 

Личные и интеллектуальные услуги часто подвергаются изменениям и корректировке в процессе их реализации. 

Особняком во всех вышеперечисленных классификациях стоят образовательные услуги. Во многих литературных источниках, а также в нормативно-правовых актах России не содержится определение образовательной услуги. В Федеральном законе об образовании РФ содержится следующее понятие: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющии?ся общественно значимым благом и осуществляемыи? в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностеи? и интересов». Исходя из этого, можно дать определение, что «Образовательной услугой является деятельность, направленная на формирование определенного уровня знаний, навыков и воспитанности отдельных индивидуумов и общества в целом». 

Основываясь на данных общероссийского классификатора услуг населению, можно говорить об услугах в системе образования: услуги в системе (дошкольного, среднего и высшего) образования; услуги в системе техническои? подготовки кадров (профессиональная реабилитация кадров); обучение населения на курсах (иностранные языки; вождение автомобилеи? и другие); прочие услуги в системе образования (например, репетиторство). [6,с.35-36]

Но данная классификация не дает полного представления об образовательных услугах и не учитывает их специфику. Для детального изучения выделим отличительные черты образовательных услуг, присущие только им: 

1. Невозможность измерить стоимость образовательнои? услуги непосредственно в денежном эквиваленте, часто отразить все расходы на создание данного вида услуг невозможно. 

2. Многозадачность целеи?, поставленных перед производителями образовательных услуг и вероятность их значительного расширения. Перед большинством образовательных учреждениий поставлено огромное количество задач, которые они должны выполнить для удовлетворения потенциальных потребителей, и не всегда они конкретно прописаны в законодательстве. В свете последних изменении? в сфере образования количество задач и требования к ним постоянно растут. 

3. Комплексность оказания образовательных услуг в сочетании с созданием духовных ценностеи?, что способствует преображению, воспитанию и развитию личности обучающегося. 

4. Взаимодеи?ствие преподавателя и слушателя в процессе оказания образовательных услуг. При этом преобразуется личность клиента, которыи?, не являясь специалистом, претендует на самую активную роль в ходе производства и оказания образовательных услуг. 

5. Контролируемость со стороны общественности и государства за процессом и результатом оказания образовательных услуг. Это наиболее отчетливо проявляется в рамках последних законодательных реформ в даннои? сфере. 

6. Невозможность быстро измерить и выявить результат оказания образовательных услуг, так как полезныи? результат может проявиться спустя длительное время, и оценить его можно только с помощью косвенных показателей. 

7. Сложность перепродажи образовательных услуг. 

8. Длительность оказания образовательных услуг, так как получение образования представляет собои? продолжительныи? временнои? процесс. [8,с.158]

С учетом перечисленных выше отличительных признаков можно выделить основные виды образовательных услуг (табл.1): 

	Таблица 1 - Классификационный признак

	

Классификационныи? признак

Виды образовательных услуг

Решаемые задачи

-общеобразовательные программы (ориентированы на решение задач формирования общеи? культуры личности, реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего общего образования.); 

-профессиональные программы (ориентированы на решение задач последовательного увеличения профессионального и общеобразовательного уровнеи?, подготовку специалистов соответствующеи? квалификации, реализуются в образовательных учреждениях профессиональ- ного образования, имеющих государственную аккредитацию). 

Длительность предоставления

- долгосрочные (обучение в общеобразовательнои? школе, вузе); 

-среднесрочные (повышение квалификации, перепод-готовка кадров, стажировки); 

-краткосрочные (курсы, тренинги). 

Методы обучения

-традиционные;

 - инновационные. 

Способоплаты

- бесплатные; 

- платные; 

- условнобесплатные. 

Форма предоставления услуг

-очная;

-очно-заочная; 

- заочная;

- дистанционная. 

Специализация

		-детское творчество и развитие;

		-углубленная предметная подготовка;

		-профессиональная подготовка и переподготовка кадров и прочее. 

В современном обществе образовательные услуги представляют собои? сложныи? многоступенчатыи? процесс, и предлагаются взаимосвязанным межотраслевым комплексом. Пристальное внимание со стороны государства к даннои? сфере услуг на всех уровнях позволяет подчеркнуть актуальность и сложность исследовании? в данном направлении, а также их востребованность в современном обществе.

Отличительной особенностью образовательных услуг является и то, что они тесно связаны с созданием духовных ценностей, развитием личности и преобразованием обучающегося. Эти услуги реализуют познавательные интересы обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллек-туальном развитии, создают условия для их самореализации и самоопределения, участвуют в формировании, развитии и со-хранении разнообразных способностей человека к труду, в росте профессионализма и квалификации. 

Таким образом, возможно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.





1.2 Теоретические аспекты образовательных услуг



Формирование системы образования обусловливается требованиями, предъявляемыми к нему государством. Основным ресурсом любого государства, как известно, являются люди. Человек, имеющий достойное образование, позволяющее ему занять свое место в мире, обеспечить необходимый уровень заработка, заработать достаточно средств, обеспечить достойную жизнь для своей семьи, и является базисом, на котором стоит любое государство. В случае, если государство не может обеспечить необходимый уровень образования для своих граждан и большинство из них вынуждено работать только на низко квалифицированной работе, и, соответственно, не сможет материально обеспечивать себя и свою семью, оно войдёт в число стран так называемого «третьего мира», ориентированных на привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Низкий уровень образования граждан, безусловно, приводит к решительному отставанию в технологическом развитии экономики и науки, а также неспособности государства иметь собственную армию, обеспечивающую его безопасность. И прямо наоборот, государство становится конкурентоспособным, если образование гражданина позволяет обеспечить достойную жизнь ему и его семье. [9,с.79-80]

Как самостоятельная сфера социальной деятельности образование занимает одно из наиболее значимых мест в жизни общества, обеспечивая передачу от поколения к поколению научных знаний и системы социальных норм, создавая необходимые условия для социализации личности, ее обучения, образования и развития. Именно образование в условиях повышения значения человеческого фактора в социальном развитии становится тем базисом, на основе которого улучшается качество экономических, социальных и духовных отношений в обществе.

Свое официальное определение понятие «образование» нашло в преамбуле Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании», в соответствии с которым под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [1] Данное определение позволяет выделить в понятии «образование» два взаимосвязанных элемента – воспитание и обучение, результативность которых обусловливается подтверждением соответствующего образовательного ценза обучающимся. Функция воспитания является ведущей в процессе образования, особенно в условиях политической и экономической нестабильности общества, она нацелена на привитие обучающимся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Вместе с тем, процессы воспитания, обучения и достижение определенного результата должны оставаться неразрывными в рамках реализации целей образования. [4,с.18]

Рассматривая официальное понимание образования как социальной деятельности, отметим, что в соответствии с проектом Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ, оно более расширено, по сравнению с определением, закрепленным в своё время в российском законодательстве. Так, под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.

Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО под образованием понимается все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей. Данный подход к определению понятия «образование» основан на рассмотрении его как организованного устойчивого процесса коммуникации, направленного на обучение. При этом образование должно носить плановый характер, быть организованным, устойчивым, а также осуществляться при наличии определенных условий, совокупность которых выступает основанием его выделения среди иных форм обучения, имеющих неорганизованный характер. Условиями образования, согласно Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО, является его целенаправленность, целеполагание, плановость; определенную последовательность обучающих действий или модели обучения с четко обозначенными целями; строго определенный порядок, форма обучения, определенная методика; продолжительность и непрерывность образовательного процесса. [7,с.105]

Рассмотрение понятия образования и его системы является предметом исследования различных наук – педагогики, социологии, философии, экономики, политологии. В педагогике, например, образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. При этом обучение в процессе образования рассматривается как совместная деятельность учащегося и преподавателя, ориентированная на достижение целей учебного процесса, предполагающего овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.

Е.В. Яковлев под образованием понимает результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития интеллектуальных качеств личности; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. С позиций М.А. Лукашенко «образование» следует рассматривать как результат (образованность индивида) и как процесс, позволяющий получить необходимый результат. По его мнению, образовательный процесс включает в себя последовательность этапов, направленных на достижение «образования» как результата, включающего разработку образовательной программы, ее учебно-методического и программного обеспечения, образовательных и управленческих технологий и т.д.

Представляя собой сложный социально-культурный феномен, образование может быть рассмотрено, и мы всецело разделяем данную точку зрения, как развивающаяся сеть учреждений различный типов и уровней, основанием классификации, которой могут быть территориальные масштабы организации либо возрастной критерий обучающихся. Как институционализированная категория образование может включать в себя различные типы государственных, муниципальных и частных образовательных учреждений определенной направленности (светской или клерикальной). [12,с.125]

Теоретическое обоснование функционирования и развития сферы образования России в начале XXI века можно считать общей теорией функционирования и развития системы образования. Она состоит, как минимум, из таких частных теорий, как: теория педагогики; теория воспитания; социология образования; философия образования; образовательное право; экономика образования; история образования; психология образования; управление образованием.

Каждая из частных теорий разрабатывает свой понятийный аппарат, свои идеи, принципы, правила и устанавливает свои закономерности.

Одним из базовых средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы, что составляет так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При данном подходе в центр внимания становятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, безусловно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и к другим негативным последствиям. [25,с.256]

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования носит исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 октября 2000 г., №751 утвердило «Национальную доктрину образования в Российской Федерации». Как правовой документ Доктрина придает правовую форму идеям, выработанным частными теориями, однако она не заняла еще предназначенное ей место в государственной политике в сфере образования в силу следующих причин: государственная доктрина должна была стать выражением общей теории функционирования и развития системы образования. Такой результат не был достигнут из-за того, что не были обобщены все частные теории, объясняющие систему образования; Доктрине не была придана форма федерального закона; теория образовательного права еще не получила достаточного развития . [27,с.115]

Система образования выполняет специфические функции. Среди последних выделяется главная, смысл которой заключается в развитии личности средствами обучения и воспитания. Она реализуется в основном в рамках дошкольного и общего (школьного) образования, направленного на формирование интеллекта, позволяющего человеку самостоятельно расширять горизонты знаний, развивать способности к последующему обучению. [29,с.37]

Формирование интеллекта включает этическую, правовую, эстетическую подготовку. Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать мир с помощью категории красоты и создавать прекрасное. Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном, оно позволяет человеку осознать себя в обществе. Воспитание позволяет человеку полнее осознать свое место в изменяющемся мире, государстве, гражданском обществе, организации и семье, меру ответственности личности перед обществом, государством, другим человеком, свою свободу в мире, ценность прав и свобод каждого человека.

Первая функция системы образования – обеспечение получения каждым гражданином образования такого уровня, который будет удовлетворять его потребности, а также потребности семьи, работодателей, системы государственного управления, Вооруженных Сил и науки в квалифицированных специалистах, которые в состоянии не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать свою сферу деятельности. Государство не может считаться жизнеспособным, если его граждане не достигли приемлемого уровня образования, считает Инее Агеррондо, известный социолог образования из Аргентины.

Выбор уровня (ступеней) обязательного образования зависит от того, каким общество хочет видеть человека, семью, государство, науку, армию. Это один из рычагов, с помощью которого государство определяет свое положение в окружающем мире. [16,с.185]

Как государство может решить основной вопрос образования – об обязательном уровне? 

Теоретически возможны, пять вариантов: 1) обязательное начальное образование; 2) обязательное основное общее образование (уровень, установленный государством сегодня); 3) обязательное среднее (полное) общее образование; 4) обязательное среднее профессиональное образование; 5) обязательное высшее профессиональное образование.

В настоящее время в нашей стране можно реализовать каждый из перечисленных вариантов. Возникает вопрос: какой из путей выбрать в XXI столетии? Выбор зависит от целей, которые перед собой ставит государство. Если будут выбраны варианты 1, 2 или 3, то возможности для развития будут минимальными, сократятся перспективы у значительной части молодежи. Перспективы появятся, если государство выберет вариант 4 или 5, причем больше преимуществ человек получает при реализации варианта 4, поскольку статистикой установлено, что человек, имея высшее образование, дорожит им и не рискует менять вид деятельности, профессию. Предприниматели, например, достигают наибольших успехов, имея незаконченное высшее образование.

Вторая функция – обеспечение непрерывного образования для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых специальностей, высвобождению человека из процесса производства и замене его роботами, что приводит к росту безработицы. Новые виды деятельности и постоянное обновление техники требуют систематической переквалификации специалистов и повышения их квалификации.

Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах. [15,с.88-89]

Третья функция – техническое и профессиональное образование, которое в соответствии с п. 2 Рекомендации ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (19 ноября 1974 г.) понимается как составная часть общего образования; средство подготовки к профессиональной деятельности; аспект продолжающегося образования. Этот тип образования имеет громадное значение для общества.

Основным принципом организации образования в России является его системность, которая за счет взаимосвязи и согласованности всех образовательных звеньев позволяет избавиться от ненужного дублирования и нестыковок между различными уровнями и программами образования, делая образовательные услуги качественными и повышая эффективность образовательного процесса. К числу элементов системы образования Российской Федерации, в соответствии с подходом, закрепленным ФЗ «Об образовании» совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Представленная совокупность элементов системы образования Российской Федерации позволяет выделить три базовых элемента данной системы: содержательный, функциональный и организационно-управленческий. Содержательный элемент системы образования включает в себя государственный образовательный стандарт и образовательные программы, определяя характер и сущность взаимосвязей всех частей данной системы. Государственный образовательный стандарт представляет собой систему норм, характеризующих содержание образования (определенного уровня), отражающую социальный заказ и учитывающую возможности личности и системы образования по его освоению. Кроме того, государственный образовательный стандарт включает в себя максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. Именно государственный образовательный стандарт, представляя собой нормативный документ, санкционированный государством, является основанием для разработки образовательных программ, допуская определенные варианты изменений для различных заведений. [14,с.115]

В структуре государственного образовательного стандарта любого уровня образования, как правило, выделяется три составляющих компонента: федеральный, региональный и локальный. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов находится в сфере компетенции федеральных органов государственной власти, являясь обязательным на всей территории Российской Федерации. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включает в себя обязательный минимум содержания осно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%